Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса общеинтеллектуального направления
«Практикум по русскому языку» предназначена для обучающихся 7
класса и рассчитана на 34 часа (2024-2025 уч.г.). Рабочая программа
составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебнометодических документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.10 №1897
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной
деятельности:
В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную
область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом
изучения. Как один из важнейших предметов изучения русский язык
реализует
коммуникативные,
образовательные,
развивающие
и
воспитывающие цели обучения.
Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его
речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков
применяется курс внеурочной деятельности «Практикум по орфографии и
пунктуации» Актуальность введения в школе этого курса по русскому
языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы
повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью
времени на уроке для орфографического тренинга.
Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у
школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий
(наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение
разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в
суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание
многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как
правильность их написания во многом определяется умением учеников
приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и
НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих
признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия
семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме
того,
необходимо
учитывать,
что
темы
курса
5-6
классов
(«Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно,
начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся
впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это
диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом
же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет
способствовать и программа внеурочной деятельности «Практикум по
орфографии и пунктуации»
Содержание данного курса и рекомендуемые формы и методы обучения
способствуют активизации познавательной деятельности школьников,
повышению их информационной и коммуникативной компетентности,
формированию учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной
компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение
грамотно письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения
и аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для
достижения вершин в любой профессии.
Данная программа базируется на учебно-методических материалах по
русскому языку и имеет познавательно-практическую направленность
Цель программы:
повышение качества знаний по предмету
активное
стимулирование
самоценной
образовательной
деятельности учащихся
поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.
Задачи:
научить учащихся свободному владению терминологией;
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и
проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные
сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
внедрение ИКТ в обучение.
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических
написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы
разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической
грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами
словарей
(орфографическими,
орфоэпическими,
словообразовательными, этимологическими).
В программе представлены все принципы современной русской
орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексикосинтаксический,
словообразовательно-грамматический),
темы
сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют
определенным этапам усвоения языкового материала.
Реализация программы внеурочной деятельности «Практикум по
орфографии и пунктуации» предусматривает использование личностноориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой
образовательного процесса. Данная программа представляет собой
определенную систему содержания, форм, методов и приемов
педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,
взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и
единства образовательной и воспитательной среды.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности
каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими
обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической
формы работы с учениками.
Формы организации внеурочной деятельности
Основные организационные формы:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического
материала, работа с текстами разных типов;
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная
работа.
Программа включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и задания творческого характера;
Вся практическая часть представлена упражнениями и заданиями, а именно:
лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его
содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при
лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному
правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и
коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и
овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения
школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как
практикумы, семинары, зачеты. Творческие способности учащихся
развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании
чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и
схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности
и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для
упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в
понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности
используемых текстов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного
курса «Практикум по орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в
процессе получения школьного образования и самообразования;
Метапредметные результаты:
1.
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников,
включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2.
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания,
умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3.
коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо
задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными
нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Познавательные УУД
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы.
Умение правильно писать слова с орфограммами, обусловленными
морфологическим и традиционным принципами написания;
Умение правильно расставлять знаки препинания
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей
российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране,
выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Регулятивные УУД
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных
работ, устных сообщений и высказываний.
При
оценивании письменных работ
используется
нормативные
документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и
«Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков
учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса.
Учебно-тематический план учебного курса «Практикум», 7 класс
№
Раздел, тема
1
Раздел I.
Введение.
2
Раздел II.
Орфография
Количе
ство
Из них
часов
теор.
прак.
1
1
Виды
деятельности
обучающегося
Практическая
работа по
проверке
грамотности
13
Практическая
работа.
3
Однокоренные
слова.
Безударная гласная в корне
слова.
Непроверяемые
гласные и согласные в корне
слова.
1
4
Непроизносимые и плохо
слышимые
согласные.
Двойные
согласные
1
Беседа
с
обобщением
знаний по теме.
Практическая
работа
5
Чередование гласных в
корне слова.
Чередование согласных в
корне слова.
Приставки на з и с,
приставки пре- и при-.
Гласные Ы и И
после приставок.
Окончания
имен
существительных,
прилагательных,
числительных.
Окончания глаголов
(спряжение).
Суффиксы глаголов.
1
Беседа с
обобщением знаний
по теме.
Практическая
работа
1
Практическая
работа.
1
Практическая
работа.
1
Аналитическая
беседа с
элементами
практических
заданий
6
7
8
9
Суффиксы
существительных
прилагательных.
1
Беседа с
Обобщением
знаний по теме.
Практическая
работа «Работа с
текстами
художественной
литературы».
и
10
Гласные и, а, у после
шипящих и ц. О и Ё после
шипящих.
1
11
Употребление Ъ и Ь знаков
1
12
Н и НН в существительных
и прилагательных
1
Лекция с
элементами
исследовательской
деятельности.
13
НЕ
с
разными
частями речи
НЕ
и
НИ
для
передачи отрицания. НЕ и
НИ
для усиления
утверждения.
1
Семинар.
1
Практическая
работа с текстом
художественной
литературы.
15
Дефис в сложных словах и в
словах с корнем пол.
Соединительные
гласные в сложных
словах.
1
Самостоятельная
работа
16
Раздел III Пунктуация
17
Запятая перед союзами при
однородных членах и в
сложных предложениях.
1
Беседа. Работа
в группах
18
Тире
между
подлежащим и сказуемым.
Простые предложения в
составе сложного.
1
Лекция с
элементами
исследовательской
деятельности.
Практикум.
14
Практикум.
4
19
Знаки
препинания
при
однородных
членах
предложения, обобщающих
словах
1
20
Знаки
препинания при
обращении,
Прямой речи, диалоге.
Раздел IV Причастие
1
21
22
23
24
25
26
27
Исследовательский
проект по
теме
«Пунктуация».
Практическая
работа с текстом
худ.
литературы
5
Причастие.
Окончания
причастий.
Причастный оборот.
Действительные
и
страдательные причастия.
1
Лекция с
элементами
исследовательской
деятельности.
1
Беседа по
теме. Практикум.
Н
и
НН
в
отглагольных
прилагательных и
причастиях
НЕ с полными и
краткими причастиями.
1
Практическая
работа
1
Практическая
работа
Обособление причастных
оборотов
1
Практическая
работа с текстом
худ.
литературы
1
Лекция с
элементами
исследовательс-кой
деятельности.
1
Семинарпрактикум
Раздел V
2
Деепричастие
Деепричастия совершенного
и несовершенного вида.
Деепричастный
оборот.
Обособление деепричастий
и деепричастных
оборотов.
Раздел VI Наречие.
3
28
О и Е на конце наречий
после шипящих. Отличие
наречий
от
кратких
прилагательных.
1
Лекция с
элементами
исследовательской
деятельности.
29
Дефис в наречиях. Мягкий
знак на конце наречий
после шипящих.
1
Практическая
работа
30
Слитное и раздельное
написание наречий.
1
Практическая
работа со
словарем.
1
Лекция.
Отличие производных
предлогов
от
существительных
с
предлогами.
1
Практикум.
32
Союзы сочинительные и
подчинительные.
1
Практическая
работа.
Составление
связного текста.
33
Частицы.
Дефис в
частицах.
Междометие.
Утвердительные
и
отрицательные слова ДА,
НЕТ
Раздел
VIII
Повторение
1
Практическая
работа.
2
Самостоятельная
работа
Зачет
31
34
Раздел
VII
Служебные слова
Дефис в предлогах.
Производные предлоги.
ИТОГО
4
34
Содержание программы учебного курса «Практикум по орфографии и
пунктуации»
Раздел I. Введение. (1 ч)
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса орфографии (13 ч)
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаков
Одна и две Н в существительных и прилагательных
НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные
в сложных словах.
Раздел III Пунктуация (4 ч)
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе
сложного.
Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих
словах
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел IV Причастие (5 ч)
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.
Действительные и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V Деепричастие (2 ч)
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие (3 ч)
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких
прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII Служебные слова (4 ч)
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные
слова ДА, НЕТ
Раздел VIII Повторение (2 ч)
Программно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя:
1. Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты
отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной
речи). - Волгоград: Учитель, 2003.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд.
/ Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2000.
3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г.А.
Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
4. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2012.
5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому
языку: 9 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.
6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к
учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2008
Список литературы для учащихся:
1. Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.»
Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А.
Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык,
2005.
3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2019.
4. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский
язык 7 класс»/И.В. Текучева.
5. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по
русскому языку: учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
6 И.П. Цыбулько. Русский язык. Варианты контрольных измерительных
материалов. Выполнение задания части С. Основной государственный
экзамен по русскому языку: учебно-методическое пособие для подготовки
учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э.
Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и
поступающих в вузы: Учеб.пособ. - М.: Дрофа, 1997.
9. Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс. –
Ростов-на-Дону, 2012.
10. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ГИА. – М.:
Интеллект-Центр, 2007.
11. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7
класс Русский язык. Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н.
Пучкова
Материально-техническое обеспечение.
1. Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для
школьников и абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников
старших классов и абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
2. Интернет-ресурсы
1. Электронные пособия по русскому языку для школьников
1. http://learning-russian.gramota.ru
2. http://rusolimp.kopeisk.ru/
3. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865
6. https://rus-oge.sdamgia.ru/
7. https://resh.edu.ru/
8. https://neznaika.info/
9. https://rus7-vpr.sdamgia.ru/
III. Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
4. Ноутбуки.