ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Агрохимия» для среднего общего образования
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы среднего общего образования.
Рабочая программа курса «Агрохимия» базируется на авторской программе курса
«Агрохимия в школе» Маркинова И.Ф., ( к.п.н., доцент, зав. кафедрой
естественнонаучного образования)
Целью учебного курса «Агрохимия» является расширение знаний о применении
химических веществ в сельском хозяйстве, самоопределение учащихся к выбору
дальнейшей профессиональной деятельности.
В задачи курса входит более детальное ознакомление обучающихся с техникой и
правилами лабораторных работ с химическими реактивами, лабораторным оборудованием
и химической посудой, как общего, так и специального назначения. Кроме этого
программа курса предполагает:
– развитие интереса в области химии, биологии, географии и сельского хозяйства;
проведение профориентационной работы;
– дальнейшее развитие познавательных и мыслительных способностей, умений
самостоятельно овладевать знаниями, а также понимания роли химической науки в
развитии сельского хозяйства;
– расширение и углубление знаний о строении, свойствах, применении и методах
получения веществ и материалов;
– расширение научного мировоззрения и уточнение естественнонаучной картины мира в
их сознании, преодоление хемофобии и безразличного отношения к современным
экологическим проблемам;
– воспитание гражданской нравственности, трудолюбия, аккуратности, внимательности,
бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, исследовательскую деятельность. Таким образом,
вовлеченность обучающихся в данный учебный курс позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
естественно-научных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место
среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Учебный курс «Агрохимия» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34
часа (1 час в неделю ).
Программа учебного курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, учитывает психолого- педагогические особенности данных
возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется в:
воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении и
деятельности через формирование системы убеждений, основанных на конкретных
знаниях;
становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в гармонии с
окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
приоритете личностных результатов реализации программы учебного курса,
нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы
воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс (34 ч)
Тема 1. Введение. Инструктаж по охране труда.
Агрохимия как наука, ее связь с химией и биологией. Краткий исторический очерк
развития агрохимии. Научные основы земледелия. Краткое знакомство обучающихся с
комплексами технологических операций по восстановлению плодородия почвы и
управлению продукционным процессом сельскохозяйственных культур в агроценозах с
целью обеспечения экологической безопасности и определенной экономической
эффективности.
Практические работы
Практическая работа № 1. «Инструктаж по охране труда в химической лаборатории.
Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием.»
Тема 2. Почва.
Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие о
потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о
генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы.
Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных минералах.
Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые органические
вещества (гумус); гуминовые кислоты. Баланс питательного элемента в почве. Основные
элементы питания и их состояние. Биологическая активность почвы.
Классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация почв по
механическому составу, гранулометрический состав почв. Поглотительная способность
почв: биологическое, физическое, механическое, химическое, физико-химическое
поглощение.
Понятие о почвенных коллоидах, почвенном поглощающем комплексе (ППК), емкости
обменного поглощения, степени насыщенности основаниями. Кислотность почвы.
Макроэлементы. Миграция элементов питания в почве.
Плодородие почвы. Почвенный поглощающий комплекс (ППК). Фактор емкости.
Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы.
Щелочность и буферность почв.
Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная, грунтовая,
капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы. Понятие
о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы.
Практические работы
Практическая работа № 2. “Взятие почвенных образцов. Приготовление почвенной
вытяжки. Определение кислотности почвы при помощи реактивов ”.
Практическая работа № 3. “Определение влажности и массовой доли органических
веществ почвы”.
Практическая работа № 4. “Определение механического состава почвы методом
отстаивания”.
Практическая работа № 5. “Определение влагоёмкости почвы”.
Тема 3. Удобрения.
Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам.
Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые
и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в
жизни человека.
Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания растений.
Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по форме
азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные
азотные удобрения.
Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для питания
растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и слабых
кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения;
фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах. Решение задач:
массовая доля фосфора в фосфорных удобрениях.
Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений. Зола как
местное калийное удобрение.
Основные группы минеральных удобрений. Разработки ученых ПримНИССХа в области
использования минеральных удобрений. Развитие производства минеральных удобрений.
Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических удобрений. Торф
и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение (сидераты).)
Влияние минеральных веществ на рост и развитие растений. Внесение удобрений.
Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное
(подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.
Экскурсии в агрохимические лаборатории, на поля и в сады. Экскурсии проводятся в
зависимости от возможности в течение года.
Практические работы.
Практическая работа № 6. “Определение содержания нитратного азота в почве”.
Практическая работа № 7. “Изучение физических и химических свойств фосфорных
удобрений”.
Практическая работа №8. “Распознание минеральных удобрений”.
Практическая работа № 9. «Удобрения органические. Методы определения засоренности.
( ГОСТ Р 54002-2010).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:
готовность к совместной творческой деятельности при выполнении экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять ее;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к мнению
оппонентов при обсуждении спорных вопросов агрохимического содержания;
в сфере патриотического воспитания:
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке;
способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие
агрохимии, понимание значения агрохимии в жизни человека и современного
общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:
понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность;
в сфере физического воспитания:
понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курения);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в сфере овладения универсальными учебными
познавательными действиями:
базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл
агрохимических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи
с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях,
формулировать выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных
в различных информационных источниках;
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных
видов и форм представления, критически оценивать ее достоверность и
непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);
использовать научный язык в качестве средства при работе с информацией:
применять соответствующие знаки и символы, формулы, аббревиатуру,
номенклатуру, использовать и преобразовывать знаково-символические средства
наглядности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых
в агрохимических исследованиях (описание, измерение, проведение наблюдений);
способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;
умение решать поисковые задачи; выявлять причинно- следственные связи между
исследуемыми объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на
основании полученных результатов;
умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования; анализировать полученные результаты и делать
выводы;
умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
агрохимии;
умение мотивировать свой выбор будущей профессиональной деятельности в
области агрохимии, сельского хозяйства; углублять познавательный интерес,
направленный на осознанный выбор соответствующей профессии.
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в диалоге
или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы,
высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать
интересы и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
совместная деятельность:
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
использовать агрохимические знания для выявления проблем и их решения в
жизненных и учебных ситуациях;
выбирать на основе агрохимических знаний целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
признавать свое право и право других на ошибки.
в сфере трудового воспитания:
готовность к активной деятельности агрохимической и экологической
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с агрохимией;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
в сфере экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе ее существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
способность использовать приобретаемые при изучении агрохимии знания и
умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:
понимание специфики агрохимии как науки, осознание ее роли в формировании
рационального научного мышления, создание целостного представления об
окружающем мире как о единстве природы, человека и общества;
убежденность в значимости агрохимии для современной цивилизации: создание
перспективных технологий, способных решать ресурсные проблемы развития
человечества; поиск путей выхода из глобальных экологических проблем и
обеспечение перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию
природных ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении агрохимических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части
функциональной грамотности обучающихся;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках,
способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать
обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с
целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать знания для решения проблем в реальных
жизненных ситуациях;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по агрохимии в соответствии с жизненными
потребностями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Тема 1. Введение. Инструктаж по охране труда.
1.1
Агрохимия как наука. Знакомство с
лабораторным оборудованием.
Итого по разделу
2
1
2
Тема 2. Почва.
2.1
Почва. Состав почвы.
3
1
Библиотека ЦОК
2.2
Классификация почв.
4
1
Библиотека ЦОК
2.3
Свойства почв.
8
Итого по разделу
1
2
15
Тема 3.. Удобрения
3.1
Общее понятие об удобрениях.
Классификация удобрений.
2
3.2
Азот, фосфор и калий в жизнедеятельности
растений.
9
3.3
Основные группы минеральных удобрений.
1
3.4
Общее понятие об органических
удобрениях.
2
3.5
Влияние удобрений на рост и развитие
растений. Обобщение знаний.
3
Итого по разделу
17
Библиотека ЦОК
3
1
1
Библиотека ЦОК
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО КУРСУ
34
2
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
1.
Инструктаж по охране труда.
Агрохимия как наука. Краткий очерк развития агрохимии.
3.
Практическая работа № 1 « Инструктаж по охране труда в
химической лаборатории. Знакомство с химической посудой и
лабораторным оборудованием».
Почва. Плодородие почвы.
4.
Состав минеральной и органической частей почв.
2.
5.
6.
Практическая работа № 2 «Определение влажности и
массовой доли органических веществ в почве».
Классификация почв. Понятие о почвенном типе.
1
1
1
1
1
1
1
8.
9.
Гранулометрический состав почв.
1
10.
Свойства почвы: поглотительная способность.
1
11.
Кислотность, щелочность, буферность почв.
1
1
1
1
13.
Практическая работа № 4. «Определение кислотности
почвы при помощи реактивов.»
Понятие о почвенных коллоидах.
14.
Плодородие почвы.
1
15.
Вода почвы.
1
12.
Практические
работы
1
Практическая работа № 3. «Определение
механического состава почвы методом
отстаивания.»
Классификация почв по механическому составу.
7.
Дата
изучения
1
1
1
18.
Практическая работа № 5. «Определение
влагоемкости почвы».
Контрольная работа № 1 «Почва: состав, классификация и
свойства»
Этапы использования удобрений в жизни человека.
19.
Классификация удобрений.
1
20.
Азот в жизнедеятельности растений.
1
21.
Азотные удобрения.
1
16.
17.
23.
Практическая работа № 6. «Определение содержания
нитратного азота в почве».
Фосфор в жизнедеятельности растения.
24.
Фосфорные удобрения.
22.
26.
Практическая работа № 7. « Изучение физических и
химических свойств фосфорных удобрений».
Калий в жизнедеятельности растений.
27.
Калийные удобрения.
25.
29.
Практическая работа № 8. «Распознавание минеральных
удобрений».
Основные группы минеральных удобрений.
30.
Органические удобрения.
28.
32.
Практическая работа № 9. «Удобрения органические. Методы
определения засоренности».
Влияние удобрений на рост и развитие растений.
33.
Контрольная работа № 2 « Классификация удобрений».
31.
Обобщение знаний по курсу.
34.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
2
9