учебный курс Химия в задачах 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Химия в задачах и упражнениях» на уровне среднего
общего образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной
образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания
учебного курса в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
образовательные программы, и основных положений «Стратегии развития в оспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.).
Основу подходов к разработке программы курса по химии, к определению общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся на базовом уровне составили концептуальные
положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников
Необходимость разработки курса для учащихся 11-х класса «Химия в задачах и упражнениях»
обусловлена тем, что в соответствии с учебным планом школы уровня среднего общего
образования химии за 2 года выделяется всего 68 часов. В содержании курса химии в 10-11-х
классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие
общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.
Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса общей
химии в 11-м классе. Это даѐт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный
материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету.
Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии,
необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической химии
и для общего развития учеников.
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению
расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и
самостоятельности.
Задачи курса:
 углубление и расширение знаний по химии;
 закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при
решении задач и упражнений;
 исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения
комбинированных задач;
 формировать целостное представление о применении математического аппарата при
решении химических задач;
 развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
 способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
 развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе,
и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же
время для успешной реализации этого курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими
вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять
при решении задач важнейшие физические и химические законы. При разработке программы
предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы
рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы
вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению
проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках.
Учебный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для учащихся 11 класса и
рассчитан на 34 часа (1 час в неделю ).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ И УПРАЖНЕНИЯХ».
11 КЛАСС
Раздел 1. Химический элемент.
Основные понятия и законы химии. Расчѐты с применением уравнения Менделеева Клайперона. Расчеты с применением газовых законов. Строение атома. Изотопы.
Квантовые числа электрона. Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Раздел 2. Строение вещества.
Основные виды химической связи, механизмы их образования. Характеристика
ковалентной связи. Валентность и степень окисления. Пространственное строение
молекул неорганических и органических веществ. Дисперсные системы. Задачи с
использованием разных способов выражения концентрации растворов. Расчѐты,
связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило
креста»). Кристаллогидраты.
Раздел 3. Химические реакции.
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
Расчеты, связанные со скоростью химических реакций. Условия смещения химического
равновесия. Производство серной кислоты контактным способом. Окислительновосстановительные реакции(ОВР). Электролитическая диссоциация. (Э.Д.). Гидролиз.
Раздел 4. Свойства веществ.
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов. Свойства dэлементов и их соединений. Хром. Свойств d-элементов и их соединений. Марганец.
Свойств d-элементов и их соединений. Цинк. Расчѐты по теме: «Электролиз».
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов. Кислоты
органические и неорганические. Амфотерные органические и неорганические
соединения. Понятие о комплексных соединениях. Генетическая связь между классами
органических и неорганических соединений. Цепочки превращений, отражающие
генетическую связь между классами неорганических и органических соединений. Химия
и экология. Химия и повседневная жизнь человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования (личностным, метапредметным и предметным).
Научно-методической основой для разработки планируемых результатов освоения программ
среднего общего образования является системно-деятельностный подход.
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения курса на уровне среднего общего образования выделены следующие
составляющие:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
наличие мотивации к обучению;
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых
ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности
ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического
образования;
наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и строить
жизненные планы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с гуманистическими, социокультурными,
духовно-нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества,
принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими процессам
самопознания, саморазвития и нравственного становления личности обучающихся.
Личностные результаты освоения курса отражают сформированность опыта
познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в
обществе ценностей, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к
закону и правопорядку;
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе;
готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов,
решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других
при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии;
уважения к процессу творчества в области теории и практического применения химии,
осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых
экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;
интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации
о передовых достижениях современной отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
нравственного сознания, этического поведения;

способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать
осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций
нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;
4) формирования культуры здоровья:
понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, необходимости
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни
и в трудовой деятельности;
понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности,
общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
установки на активное участие в решении практических задач социальной
направленности (в рамках своего класса, школы);
интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии;
уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей
профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов,
способностей к химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования
жизни на Земле;
понимания глобального характера экологических проблем, влияния экономических
процессов на состояние природной и социальной среды;
осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов
рационального природопользования;
активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта
деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в
познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно
противостоять идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении
проблем сохранения природного равновесия;
убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её
гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной

культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении
условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества;
естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания,
используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для
анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений, умения
делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью
получения достоверных выводов;
способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях;
интереса к познанию и исследовательской деятельности;
готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;
интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают:
значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные
(межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и
специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность,
закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и другие);
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные),
обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции
обучающихся;
способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и
социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её
рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления – выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления – химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции – при решении учебных

познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для
выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для
формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать
информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её
достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы,
формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии,
высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных
самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента,
практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного
проекта и формулировать выводы по результатам проведённых исследований путём
согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность,
определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать
предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач,
выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения курса химии на базовом уровне на ступени
среднего общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
 знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
 умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
 умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том
числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
 умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений,
химические реакции;
 готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием,
фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать
выводы;
 умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
 поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее
анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
 - владение обязательными справочными материалами: Периодической системой
химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим
рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики строения,
состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими
простых и сложных веществ;
 установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от
их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения
(предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
 моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
 понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических
продуктов;
3) в трудовой сфере:
- проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектноисследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по
химии;
4) в сфере здорового образа жизни:
- соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими
процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Химический элемент
1.1

Основные законы и понятия химии.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

1.2

Строение атома.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

Итого по разделу

6

Раздел 2. Строение вещества
2.1

Химическая связь. Строение молекул.

3

2.2

Дисперсные системы. Растворы.

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

8

Раздел 3. Химические реакции
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

3.1

Классификация химических реакций.

5

3.2

Окислительно-восстановительные реакции.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

3.3

Гидролиз.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

Итого по разделу

7

Раздел 4. Свойства веществ.
4.1

Металлы.

4

4.2

Неметаллы.

4

4.3

Генетическая связь между классами
неорганических и органических
соединений.

5

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО КУРСУ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

13
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/2dd57f24

2

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС

№
п/п

Количество часов
Тема урока
Контрольные
работы

Всего

1.

Инструктаж по охране труда.
Основные понятия и законы химии.

1

2.

Расчеты с применением уравнения Менделеева-Клайперона.

1

3.

Расчеты с применением газовых законов.

1

4.

Строение атома. Изотопы.

1

5.

Квантовые числа электрона.

1

8.

Классификация химических элементов: s- ,p-,d-,fэлементы.
Основные виды химической связи, механизмы их
образования.
Валентность и степень окисления.

9.

Пространственное строение молекул веществ.

1

10.

Дисперсные системы. Растворы.

1

6.
7.

1
1
1

12.

Задачи с использованием разных способов выражения
концентрации растворов.
Расчеты, связанные с приготовление растворов.

13.

Кристаллогидрты.

1

14.

Контрольная работа № 1 «Строение вещества».

1

15.

Классификация химических реакций.

1

16.

Расчеты, связанные со скоростью химически реакций.

1

17.

Химическое равновесие. Производство серной кислоты.

1

11.

Дата
изучения

1
1
1

Практические
работы

18.

Расчеты по термохимическим уравнениям.

1

19.

Расчеты по уравнениям химических реакций.

1

20.

Окислительно-восстановительные реакции .

1

21.

Электролитическая диссоциация. Гидролиз.

1

23.

Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства
металлов.
Свойства d-элементов и их соединений. Хром.

24.

Свойства d-элементов и их соединений. Марганец.

1

25.

Расчеты по теме: «Электролиз».

1

22.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства
неметаллов.
Кислоты органические и неорганические.
Амфотерные соединения. Понятие о комплексных
соединениях.
Контрольная работа № 2 «Металлы. Неметаллы».
Генетическая связь между классами органических и
неорганических соединений.
Генетическая связь между классами органических и
неорганических соединений.
Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных
задач»
Химия и экология.

Обобщение знаний по курсу.
34.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1

1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
34

2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».