Рабочая программа учебного курса Агрохимия 10-11 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Агрохимия» для среднего общего образования
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и
построена на основе:
 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.05.2025 «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 ( ред. От22.01.2024 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
 Приказа Минпросвещения России от 12 февраля 2025г № 93 о введении
агротехнологического профиля.
 Методических рекомендаций Минсельхоз России по реализации комплекса
мероприятий по созданию агротехнологических классов в рамках реализации проекта
«Кадры в АПК».
Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатовосвоения программы среднего общего
образования.
Настоящий курс предназначен для углубленного изучения явлений и закономерностей в
области агрохимии, расширения базовых знаний, развития практических умений и навыков в
современной агрохимии.
Актуальность реализации программы
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня
знаний, а также практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение
приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научноисследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся
нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности
суждений.
Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению потребности в
индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь
обучающимися, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению
предметов естественно-научного цикла,естественных наук и технологий.
Наряду с образовательными, курс предполагает решение воспитательных задач и
развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических чувств и отношений
в общении с окружающими людьми и во взглядах на природу в целом.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной
и групповой работы, исследовательскую деятельность. Таким образом, вовлеченность
обучающихся в данный учебный курс позволит обеспечить их самоопределение,
расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах естественно-научных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом
реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10 и 11классов.
Программа курса рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе), в
2

рамках которых предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, дискуссии и
экскурсии.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа учебного курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, учитывает психолого- педагогические особенности данных возрастных
категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребенка. Это проявляется в:
 воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении и
деятельности через формирование системы убеждений, основанных на конкретных знаниях;
 становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в гармонии с
окружающим миром, способной к решению экологических проблем;
 приоритете личностных результатов реализации программы учебного курса, нашедших
свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочейпрограммы воспитания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере гражданского воспитания:

готовность к совместной творческой деятельности при выполнении
экспериментов;

способность определять собственную позицию по отношению к явлениям
современной жизни и объяснять ее;

готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных,
познавательных и исследовательских задач, уважительному отношения к мнению оппонентов
при обсуждении спорных вопросов агрохимического содержания;
в сфере патриотического воспитания:

ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке;

способность оценивать вклад российских ученых в становление и развитие
агрохимии, понимание значения агрохимии в жизни человека и современного общества;
в сфере духовно-нравственного воспитания:

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания:

понимание эмоционального воздействия живой природы и ее ценность;
в сфере физического воспитания:

понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

осознание последствий и
неприятие вредных привычек
(употреблениеалкоголя, наркотиков, курения);
3

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
в сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;

использовать при освоении знаний приемы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл агрохимических понятий
(выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;

применять схемно-модельные средства для представления существенных связей
и отношений в изучаемых объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в
различных информационных источниках;
 базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
 разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;

использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
работа с информацией:

ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и
форм представления, критически оценивать ее достоверность и непротиворечивость;

формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);

использовать научный язык в качестве средства при работе с информацией:
применять соответствующие знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру,
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

владение системой знаний об основных методах научного познания,
используемых в агрохимических исследованиях (описание, измерение, проведение
наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

умение решать поисковые задачи; выявлять причинно- следственные связи
4

между исследуемыми объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на
основании полученных результатов;

умение выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами,
формулируя цель исследования; анализировать полученные результаты и делать выводы;

умение оценивать этические аспекты современных исследований в области
агрохимии;

умение мотивировать свой выбор будущей профессиональной деятельности в
области агрохимии, сельского хозяйства; углублять познавательный интерес, направленный
на осознанный выборсоответствующей профессии.
в сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
общение:

осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; активно участвовать в
диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать вопросы,
высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой задачи, учитывать интересы
и согласованность позиций других участников диалога или дискуссии);

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
совместная деятельность:

выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;

осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
в сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:

использовать агрохимические знания для выявления проблем и их решения в
жизненных и учебных ситуациях;

выбирать на основе агрохимических знаний целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;

расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
самоконтроль:

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

саморегулирования, включающего
самоконтроль,
умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
5

изменениям и проявлять гибкость;

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

признавать свое право и право других на ошибки.
в сфере трудового воспитания:

готовность к активной деятельности агрохимической и экологической
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;

интерес к практическому изучению профессий, связанных с агрохимией;

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
в сфере экологического воспитания:

экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на
Земле, основе ее существования;

повышение
уровня
экологической
культуры:
приобретение
опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

способность использовать приобретаемые при изучении агрохимии знания и
умения при решении проблем, связанных с рациональным природопользованием;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде,
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
в сфере научного познания:

понимание специфики агрохимии как науки, осознание ее роли в формировании
рационального научного мышления, создание целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы, человека и общества;

убежденность в значимости агрохимии для современной цивилизации: создание
перспективных технологий, способных решать ресурсные проблемы развития человечества;
поиск путей выхода из глобальных экологических проблем и обеспечение перехода к
устойчивому развитию, рациональному использованию природных ресурсов и
формированию новых стандартовжизни;

заинтересованность в получении агрохимических знаний в целях повышения
общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной
грамотности обучающихся;

понимание сущности методов познания, используемых в естественных
науках, способность использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нем изменений; умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных
выводов;

способность самостоятельно использовать знания для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях;

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
6

активному получению новых знаний по агрохимии в соответствии с жизненными
потребностями.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс (34 ч)
Тема 1. Организационное занятие. Общие требования к учащимся (рабочие тетради и
т.д.). Ознакомление учащихся с программой и формами занятий. Агрохимия как наука, ее
связь с химией и биологией. Краткий исторический очерк развития агрохимии.
Тема 2. Научные основы земледелия. Краткое знакомство обучающихся с
комплексами технологических операций по восстановлению плодородия почвы и
управлению продукционным процессом сельскохозяйственных культур в агроценозах с
целью обеспечения экологической безопасности и определенной экономической
эффективности.
Тема 3. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории.
Уточнение расположения в кабинете электрических выключателей, водопроводных и газовых
кранов, средств тушения пожаров. Знакомство с химической посудой и лабораторным
оборудованием.
Тема 4-5. Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Понятие
о потенциальном и эффективном плодородии почвы. Почвенный профиль. Понятие о
генетических почвенных горизонтах. Мощность почвы.
Практические работы:
№ 1. “Определение мощности почвы и её отдельных горизонтов”.
№ 2. “Взятие почвенных образцов и подготовка их к анализу”.
Тема 6. Состав минеральной части почвы: понятие о первичных и вторичных
минералах. Состав органической части почвы: негумифицированные и гумусовые
органические вещества (гумус); гуминовые кислоты фульвокислоты.
Практические работы:
№ 3 “Определение влажности и массовой доли органических веществ почвы”.
Тема 7. Генетическая классификация почв, понятие о почвенном типе. Классификация
почв по механическому составу, гранулометрический состав почв.
Практические работы:
№ 4 “Определение механического состава почвы методом отстаивания”.
Тема 8. Поглотительная способность почв: биологическое, физическое, механическое,
химическое, физико-химическое поглощение; понятие о почвенных коллоидах, почвенном
поглощающем комплексе (ППК), емкости обменного поглощения, степени насыщенности
основаниями.
Кислотность почв: актуальная, обменная, гидролитическая кислотности почвы.
Щелочность и буферность почв.
Практические работы:
№ 5 “Определение кислотности почвы”.
Тема 9. Почва как особое природное тело и экологическая среда. Процесс образования
почвы. Важнейшие особенности почвы. Наличие специфических органических соединений –
гумусовых веществ – продуктов переработки растительных и животных организмов.
Распределение в почве энергии и вещества.
7

Тема 10. Классификация форм воды, содержащейся в почве. Гравитационная,
грунтовая, капиллярная, кристаллизационная, гигроскопическая и парообразная вода почвы.
Понятие о влажности, влагоемкости и водопроницаемости почвы.
Тема 11. Обработка почвы. Виды обработки почвы: вспашка, глубокое рыхление,
лущение, фрезерование, культивация, боронование, прикатывание, чизелевание.
Тема 12. Особенности осенней и весенней обработки почвы. Обработка и правильный
уход за почвой.
Тема 13. Почвообрабатывающие орудия. Качественное рыхление поверхностного
слоя, уничтожение сорняков, измельчение и заделка растительных остатков, создание
мульчи, окучивание корневой системы растений, уплотнение почвы.
Тема 14. Обработка почвы с помощью сельскохозяйственной техники. Машины для
подготовки почвы к посеву, для заделки семян, культивации, междурядной обработки и др.
Тема 15. Сорные растения и борьба с ними. Классификация сорных растений по
биологическим группам: однолетние, многолетние, полупаразиты, паразиты. Размножение и
распространение. Меры борьбы с сорной растительностью: предупредительные и
истребительные (агротехнические, биологические, химические).
Тема 16. Классификация гербицидов: системные и контактные. Хранение и
подготовка к использованию гербицидов.
Тема 17. Эрозия почвы. Условия проявления эрозионных процессов. Вред,
причиняемый эрозией почв. Виды эрозии: водная эрозия, дефляция. Их распространение.
Понятие о промышленной эрозии почв. Рекультивация земель, ее основные типы. Понятие о
дигрессии почв. Дегумификация почв. Мероприятия по защите почв от эрозии:
землеустроительные, агротехнические, лесомелиоративные, гидротехнические.
Тема 18. Охрана почвы. Комплекс мероприятий по обеспечению правильного
состояния почвы.
Тема 19. Питание растений. Типы питания: воздушное, корневое. Физиологическая
равноценность всех элементов питания. Роль макроэлементов: азота, фосфора, калия,
кальция, магния, железо, серы. Роль микроэлементов: марганца, бора, молибдена, меди,
цинка, кобальта. Признаки голодания растений.
Тема 20. Повторение изученного материала. Выбор темы работ (рефератов).
Тема 21. Экскурсии на поля, виноградники и в сады.
Тема 22. Защита работ (рефератов) по индивидуальным темам. Выпуск
индивидуальных стенных газет/буклетов по теме работ.
11 класс (34 ч)
Тема 1. Повторение изученного материала за 10 класс. Инструктаж по охране труда.
Тема 2. Этапы использования удобрений в жизни человека. Классификация
удобрений. Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам.
Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и
комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в жизни
человека.
Тема 3. Азот в жизнедеятельности растений. Формы азота доступные для питания
растений. Процессы нитрификации и аммонификации. Классификация азотных удобрений по
форме азота содержащегося в них. Аммиачные, нитратные, аммиачно-нитратные и амидные
азотные удобрения.
Практические работы:
№ 1 “Определение содержания нитратного азота в почве”.
8

Тема 4. Фосфор в жизнедеятельности растений. Источники фосфора доступного для
питания растений. Классификация фосфорных удобрений по их растворимости в воде и
слабых кислотах. Растворимые в воде фосфаты; полурастворимые фосфорные удобрения;
фосфорные удобрения не растворимые ни в воде, ни в слабых кислотах.
Тема 5. Калий в жизнедеятельности растений. Классификация калийных удобрений.
Зола как местное калийное удобрение.
Практические работы:
№ 2 “Распознание минеральных удобрений”.
Тема 6. Общее понятие о микроэлементах. Микроэлементы в жизнедеятельности
растений: железо, бор, марганец, медь, молибден, цинк. Классификация микроудобрений в
зависимости от содержащегося в них микроэлемента.
Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные
удобрения.
Тема 7. Общее понятие об органических удобрениях. Значение органических
удобрений. Торф и навоз как органические удобрения, компосты, зелёное удобрение
(сидераты).
Тема 8. Основы получения и производства удобрений. Производство удобрений на
заводе. Необходимое оборудование.
Тема 9. Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения:
допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных,
азотных, калийных удобрений.
Тема 10. Система применения удобрений. Комплекс агрономических и
организационных мероприятий по рациональному использованию минеральных и
органических удобрений.
Практические работы:
№3 “Расчет доз удобрений”.
Тема 11. Основные машины для внесения удобрений. Поверхностное и
внутрипочвенное внесение минеральных и органических удобрений (твёрдых и жидких) при
основном, предпосевном удобрении почвы и при подкормке растений.
Тема 12. Севообороты. Практика выращивания ряда различных видов
сельскохозяйственных культур на одной и той же территории в течение нескольких
вегетационных сезонов.
Тема 13. Мелиорация сельскохозяйственных угодий. Процесс создания новых или
восстановление старых земель для их последующего использования в сельском хозяйстве и
прочей деятельности человека.
Тема 14. Средства защиты растений. Пестициды. Инсектициды. Средства борьбы с
сорняками- гербициды.
Тема 15. Экология и сельское хозяйство. Естественные и искусственные причины
загрязнения окружающей среды. Средства защиты сельскохозяйственных растений от
неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Тема 16. Развитие сельского хозяйства в Пензенской области и Каменском районе.
Зерново-животноводческое направление, виноградарство, садоводство, овощеводство и т.д.
Тема 17. Экскурсии на поля, виноградники и в сады.
Тема 18. Повторение изученного материала. Выбор темы работ (рефератов).
Тема 19. Защита работ (рефератов) по индивидуальным темам. Выпуск
индивидуальных стенных газет/буклетов по теме работ.

9

Примерный перечень тем работ (рефератов)
История зарождения и развития агрохимии. Этапы использования удобрений в жизни
человека.
Питание растений из почвы.
Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений.
Органические и минеральные вещества почвы.
Типы почв, встречаемых на территории Республики Крым.
Значение азота, фосфора, калия в жизни растений.
Содержание основных элементов питания растений (азота, фосфора, калия) в
различных типах почв.
Значение микроэлементов в жизни растений и животных.
Органические удобрения (торф, навоз, компосты и др.).
Бактериальные удобрения (нитрагин, азотобактерин и др.).
Анализ органических удобрений.
Основы получения и производства удобрений.
Охрана почв.
Средства защиты растений.
Экология и сельское хозяйство.
Развитие сельского хозяйства в Республике Крым.

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Всего

Практические
работы

Раздел 1. Введение
3
Раздел 2. Почва (признаки, состав и свойства)
Понятие о почве.
2.1. Плодородие почвы.
7
3,5
Состав почвы
2.2.

Свойства почвы. Вода
почвы

Итого по разделу:

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Количество часов

6

1

https://bigenc.ru/c/pochva-a23782
https://multiurok.ru/files/tema-vodnye-svoistva-pochvyvozdushnye-svoistva-po.html

13

Раздел 3. Обработка почвы
Обработка почвы.
Особенности
3.1. обработки почвы.
Почвообрабатывающие
орудия
Сорные растения.
Эрозия почвы. Охрана
3.2.
почвы. Питание
растений
Итого по разделу:

5

https://infourok.ru/lekciya-po-teme-obrabotka-pochvi1775202.html

9

https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-teme-eroziyapochvi-predmet-osnovi-agronomii-983491.html

14

Раздел 4. Повторение изученного материала
4.1.

Экскурсии. Защита
работ

Итого по разделу:

4
4
ИТОГО: 34 часа

11

11 КЛАСС

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Количество часов
Всего

Раздел 1. Повторение
материала

Практические
работы

1

Раздел 2. Удобрения. Классификация удобрений
Классификация
удобрений. Азот и
https://videouroki.net/video/48-himiya-i-proizvodstvo2.1. фосфор в
7
1
udobrenij.html
жизнедеятельности
растений
2.2.

Калий в
жизнедеятельности
растений

Итого по разделу:

4

1

https://infourok.ru/urok-po-himii-mineralnye-udobreniya5102685.html

11

Раздел 3. Микроудобрения. Органические удобрения
3.1.

Понятие о
микроэлементах

2

https://infourok.ru/material.html?mid=31855

3.2.

Органические
удобрения.
Получение и
производство

3

https://конспекты-уроков.рф/tehnology/9klass/file/88196-organicheskie-udobreniya-vidy-sposobyzagotovki

Итого по разделу:

5

Раздел 4. Внесение удобрений
4.1.

Применение
удобрений

4

4.2.

Машины для
внесения удобрений.
Севообороты

3

Итого по разделу:

1

https://infourok.ru/urok-udobreniya-ih-svoystva-iprimeneniya-3814220.html
http://www.cnshb.ru/AKDiL/0024/base/RM/003014.shtm

7

Раздел 5. Средства защиты растений. Сельское хозяйство в Пензенской области.
5.1.
5.2.

Средства защиты
растений. Экология
и сельское хозяйство
Развитие сельского
хозяйства в

3

https://infourok.ru/prezentaciya-po-ekologii-himiya-iselskoe-hozyaystvo-3760006.html

2
12

№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Количество часов
Всего

Практические
работы

Пензенской области
и Каменском районе
Итого по разделу:

5

Раздел 6. Повторение изученного материала
6.1.

Экскурсии. Защита
работ

Итого по разделу:

5
5
ИТОГО: 34 часа

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».