Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класса (первый год
обучения) составлена с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО ОВЗ), является
неотъемлемой частью Адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования (АООП НОО) МОУ СОШ №1, учитывает учебный план АООП НОО
для обучающихся с РАС МОУ СОШ №1 (Вариант программы 8.4), календарный учебный
график и календарный план воспитательной работы МОУ СОШ №1.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в
повседневной жизни.
Основные задачи:
– коррекция нарушений физического развития;
– формирование двигательных умений и навыков;
– развитие двигательных способностей в процессе обучения;
– формирование правильной осанки;
– раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для
освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
– поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
– формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических
сведений по физической культуре;
– воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
– воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
– обогащение чувственного опыта;
– формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Общая характеристика учебного предмета:
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в
тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Содержание программы для первого года обучения отражено в разделах: «Знания о
физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из
перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для
практической подготовки обучающихся.
Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в
определенной последовательности и решаются на протяжении всех лет обучения.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
– выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
– выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
– самостоятельное выполнение упражнений;
– формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с элементами
спортивных и подвижных игр.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе
лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических
способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия
"адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная",
что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья,
включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений,
направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление
здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с
нарушением интеллекта. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют
значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на
содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность
психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания
обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса в 1 классе (первый год обучения) отведено 33 часа: 1 час в неделю.
Форма проведения занятий по программе: очная, возможно с применением
электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
«Чувства, желания, взгляды»
различает эмоции людей на картинках;
показывает эмоции людей по инструкции с опорой на картинки.
«Социальные навыки»
учится устанавливать и поддерживать контакты;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
охотно участвует в совместной деятельности
Мотивационно – личностный блок
принимает новые знания (на начальном уровне);
отзывается на просьбы о помощи.
Биологический уровень
формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих о
дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
формирование социально-приемлемого поведения по информированию окружающих об
изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
стремление к формированию мотивации к обучению через социальную похвалу.
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
формирование причинно-следственных связей в отношении собственного поведения;
Ответственность за собственные вещи, осознает ответственность, связанную с сохранностью
его вещей:
Предметные результаты
готовится к уроку физкультуры;
знает свое место в строю;
правильно передвигается из класса на урок физкультуры;
ориентируется в зале по конкретным ориентирам (вход, выход, стены, потолок, пол, углы);
знают простейшие исходные положения при выполнении общеукрепляющих упражнений и
движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх,
вниз);
знает приемы правильного дыхания (по показу учителя);
выполняет простейшие задания по словесной инструкции учителя;
выполняет ходьбу и бег в строю, в колонне по одному;
умеет прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
правильно захватывает различные предметы, умеет передавать и перенести предмет;
бросает и ловит мяч;
ходит в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
преодолевает различные препятствия;
выполняет целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх;
формируется восприятие собственного тела;
освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных
способностей;
совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
формирование умения радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал…;
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
Формируется умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве зала (учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
принимать цели деятельности;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой кабинет, другие необходимые помещения.
Основное содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Наименование разделов и тем
Физическая подготовка
Построения и перестроения
Принятие исходного положения для построения и перестроения (основная
стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»))
Построение в колонну по одному, в одну шеренгу
Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед;
повороты на месте направо, налево.
Ходьба в колонне. Бег в колонне
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев
Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на
другой руке
Круговые движения кистью
Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях
«стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в
стороны, вверх, вниз, круговые движения
Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
Движения плечами (вверх, вниз)
Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)
Повороты туловища вправо (влево)
Ходьба с высоким подниманием колен
Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения
Приседание
Ходьба по гимнастической скамейке
Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе
Бег с изменением темпа, направления движения
Преодоление препятствий при ходьбе (беге): перешагивание,
перепрыгивание, подлезание, перелезание, обход (оббегание)
Прыжки
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с
продвижением вперед (назад, вправо, влево)
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо,
влево)
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед
Ползание, подлезание, лазание, перелезание
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны),
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза
Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне)
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о
пол, о стену)
Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками
Броски мяча на дальность
Подвижные игры на развитие координационных способностей
Подвижные игры на развитие скоростных способностей
Количество
часов
4 часа
12 часов
3 часа
1 час
4 часа
3 часа
2 часа
31. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей
Всего часов:
4 часа
33
Формы и методы работы. Требования к уровню подготовки
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Требования к уровню подготовки за 1 год обучения
Предметные
БУД
Личностные
планируемые
результаты
Знакомство с
Ориентировка в зале Вести себя во время интерес к
занятий
предмету
физкультурным залом
по конкретным
физическими
ориентирам
упражнениями
Знакомство с
Что можно делать с
Различать
интерес к
предмету
оборудованием и
физкультурными
оборудование
снарядами
материалами для уроков
для уроков
физкультуры
физкультуры
Упражнения в построении
Правильное
интерес к
Выполнять
парами
построение и знание
предмету,
простейшие
своего места в строю
организованнос
упражнения в
ти
определённом ритме
Ходьба за учителем
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
держась за руки: в
построение и
простейшие
дисциплинированности
заданном направлении (к
знание своего
упражнения в
игрушке)
места в строю
определённом ритме
Ходьба за учителем
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
держась за руки:
построение и
простейшие
дисциплинированности
между предметами
знание своего
упражнения в
места в строю
определённом ритме
Прыжки на месте на двух Координация толчка Мягко приземляться интерес к предмету,
ногах (держа за руки или
двумя ногами
в прыжках
самостоятельность
одну руку)
Бег вслед за учителем
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
построение и
простейшие
дисциплинированности
знание своего
упражнения в
места в строю
определённом ритме
Название тем и
содержание
Организация
Что можно делать с
физкультурными
взаимодействия с
оборудованием
Совместные с каждым
Правильно
учащимся игры с мячом
захватывать мяч
Различать
оборудование для
интерес к предмету,
дисциплинированности
Ловить мяч
интерес к предмету
10. Упражнения в построении
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
по одному в ряд
построение и знание
простейшие
дисциплинированности
своего места в строю
упражнения в
определённом ритме
11.
Упражнения в ходьбе в
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
заданном направлении построение и знание
простейшие
дисциплинированности
своего места в строю
упражнения в
определённом ритме
12.
13.
Упражнения в ходьбе по
кругу взявшись за руки
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
построение и знание
простейшие
дисциплинированности
своего места в строю
упражнения в
определённом ритме
Прокатывание мяча двумя
Координация
Прокатывать мяч
интерес к предмету
руками друг другу
движений двумя
двумя руками и
руками
ловить его
Движения в
Ориентироваться в интерес к предмету,
различных
пространстве
дисциплинированности
пространственных
направлениях
15. Ловля мяча, брошенного Правильный захват
Ловить мяч
интерес к предмету,
учителем (бросание мяча
мяча
самостоятельность
учителю)
16. Упражнения в построении
Правильное
Выполнять
интерес к предмету,
в колонну друг за другом
построение и
простейшие
дисциплинированности
знание своего
упражнения в
места в строю
определённом ритме
17.
Упражнения в
Последовательность
Преодолевать
интерес к предмету,
различные
перешагивании через
движений
самостоятельность
препятствия
незначительные
препятствия (веревку,
невысокие
предметы) с
помощью учителя
14.
Бег в различных
направлениях
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению
Учебно-методическая литература
Комплект примерных рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов для
обучающихся с РАС.
Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. Пособие для учителя
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Просвещение. – 2009.
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей //М.: Аграф. – 1997.
Геслак Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый
комплекс упражнений // Рама Паблишинг. – 2019.
Плаксунова Э.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся
с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С.
26–32.
Учебно-практическое оборудование.
1. Стенка гимнастическая (1 комплект для групповой работы на 5–6 человек).
2. Скамейка гимнастическая жесткая (2 м; 4 м) (1 комплект для групповой работы на 5–6
человек).
3. Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные (на каждого
ученика).
4. Мат гимнастический.
5. Обруч пластиковый детский (демонстрационный экземпляр).
6. Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный экземпляр).
7. Лента финишная (демонстрационный экземпляр).
8. Рулетка измерительная.
9. Сетка для переноса и хранения мячей (1 комплект для групповой работы на 5–6 человек).
Интернет-ресурсы (ЭОР)
Сайт «Я иду на урок физкультуры» (создан на основе материалов журнала «Спорт в школе»
Издательского дома ИД «Первое сентября») [электронный ресурс] URL:
https://spo.1sept.ru/urok/
Методсовет. Методический портал учителя физической культуры [электронный
ресурс] URL: http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9 Сайт «ФизкультУра»
[электронный ресурс] URL: http://www.fizkult-ura.ru/
Физическая культура. Сайт для учителей и преподавателей Физкультуры. [электронный ресурс]
URL: https://pculture.ru/literatura/