Адаптированная рабочая программа Математические представления (начальная школа)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для 1
класса (второго года обучения) составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО), в соответствии с Адаптированной
основной образовательной программой начального общего образования (АООП НОО) МОУ
СОШ №1, учебным планом АООП НОО для обучающихся с РАС МОУ СОШ №1 (Вариант
программы 8.4), календарным учебным графиком и календарным планом воспитательной
работы МОУ СОШ №1
Цели и задачи
Цель изучения учебного предмета – формирование коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи обучения по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»:
 сформировать мотивацию для овладения знаниями и навыками на уроках математики,
 сформировать базовые учебные навыки для овладения знаниями на уроках математики,
 формировать представления о качественных признаках предметов.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область
«Математика».
Курс направлен на социализацию обучающегося, на формирование элементарных
математических представлений: о форме, цвете, величине, количестве, пространственных
отношениях на основе предметно-практической деятельности; формирование в доступных для
ребенка пределах количественных представлений и счетных операций, знакомство с цифрами;
развитие умения самостоятельно пользоваться математическими знаниями при решении
элементарных житейских задач.
Формирование элементарных математических представлений проводится через
применение индивидуальной мотивационной стимуляции обучаемых и предусматривает
длительное закрепление навыков с множественным повторением изучаемых операций и
действий.
Рабочая программа направлена на достижение единства учебной и воспитательной
деятельности МОУ СОШ №1 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом специфических особенностей и возможностей
обучающихся с РАС, осложненными нарушением интеллекта.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» изучается в рамках предметной
области «Математика» обязательной части учебного плана АООП НОО для обучающихся с
РАС МОУ СОШ №1 (Вариант программы 8.4) в объёме 1 час в неделю (33 часа в год).
Форма проведения занятий по программе: очная, возможно с применением
электронных средств обучения и дистанционных технологий.

Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися АООП НОО вариант 8.4 по предмету «Математические
представления», которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает
достижение ими личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП 8.4 обучающимися с РАС зависят от
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты отражаются в СИПР с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение
социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в
школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
5) первоначальное осмысление социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) владение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты
Программа рекомендует определять планируемые предметные результаты строго
индивидуально с учетом особенностей психического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.
Возможные итоговые предметные результаты.
 умение выполнять действия с предметами по подражанию;
• умение находить одинаковые предметы;
• умение выстраивать предметы в ряд методом наложения;
• умение соотносить равные предметные совокупности методом наложения;
• умение сортировать предметы, отличающиеся 1 признаком (цвет, форма, величина);
• умение группировать предметы, отличающиеся 1 признаком (цвет, форма, величина);
• умение сортировать различные предметы по заданному признаку (цвет, форма,
величина);
• отслеживание последовательности событий в течение дня с помощью расписания.
Сформированность базовых учебных действий определяется по завершении обучения с
учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.

Группа БУД
Личностные
учебные действия
Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Познавательные
учебные действия

Базовые учебные действия
Учебные действия и умения
сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи.
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе
умение вступать в контакт и работать в системе учитель – ученик
умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
ориентироваться в пространстве класса пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
устанавливать видо-родовые отношения предметов
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале пользоваться знаками, символами
выполнять графические задания
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
выполнять упорядочивание и группировку, пересчет и уравнивание
совокупностей предметов

Основное содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Название раздела, темы

№ урока

4.

Диагностика
Тестирование навыков поведения в школе и мотивационных стимулов,
эффективных для организации учебного процесса.
Тестирование навыков выполнения инструкции: возьми, положи, собери,
дай, делай так, покажи.
Тестирование базовых учебных действий с предметами: построение
предметов в ряд слева направо и сверху вниз, следование указательному
действию.
Тестирование навыка сбора жетонов при выполнении поставленных задач.

5.

Тестирование навыков соотнесения и группировки одинаковых предметов.

6.

Тестирование навыков соотнесения и группировки предметов по цвету и
форме.
Тестирование навыков соотнесения и группировки предметов по величине.

1.
2.
3.

7.

8.
9.

Количественные представления
Формирование навыка наблюдения. Демонстрация реакции наблюдения
указательным жестом
Выполнение действий с предметами по подражанию. Взять 1,2 предмета

11.

Нахождение одинаковых предметов
Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество

12.

Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»

13.

Пересчет предметов по единице

14.

Счет равными числовыми группами (по 2)

15.

Узнавание цифр

16.

Соотнесение количества предметов с числом

17.

Обозначение числа цифрой. Написание цифры

18.

Знание отрезка числового ряда 1-3 (1-5, 1-10, 0-10)
Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду; счет в прямой
(обратной) последовательности
Представления о форме
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»,
«брусок»
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг)
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник,
круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей

10.

19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.

Количество
часов

7 часов

12 часов

9 часов

26.
27.
28.

29.

30.

31.
32.

33.

Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг) из счетных палочек
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник,
круг)
Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник,
круг) по шаблону (трафарету, контурной линии)
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом
человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад
(сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко
(около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди,
сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд,
назад, вправо, влево
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре),
справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя
(нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый)
угол
Составление предмета (изображения) из нескольких частей
Итого часов

5 часов

33

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика (Учебники, учебные пособия)
1.
2.
3.
1.

Мои первые развивающие наклейки. Кружочки. Выпуск 1-2. Издательство «Стрекоза»
Тематические карточки Домана
Пазлы макси «Учимся считать до 10» крупные
Методические материалы для учителя
Алышева Т.В, Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями) учеб. пособие для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М. : Просвещение, 2017 год

2.

3.

1
2

Макдональд Р. Различаем и сопоставляем: Обучение детей с РАС базовым навыкам
дискриминации на основе прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рама
Паблишинг, 2019.
Чумакова В.И. Формирование дочисловых количественных представлений у
дошкольников с нарушением интеллекта: Кн. Для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Дополнительные средства
Счетный материал
Предметы обихода и муляжи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».