УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 1 им. Н. Н. Бурденко
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 1
______________ С.А.Кривошеин
Приказ № 74 от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разговоры о важном»
(основное общее образование)
Каменка, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом
выбора
участниками
образовательных
отношений
курсов
внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке,
но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по
программе, является
развитие
у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
и правовых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
2
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию
(протокол от 2 июня 2020 г. №2/20).
3. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
5. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676).
6. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
общего
3
образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
(Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
9. Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 15.08.2022 № 03-1190 «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
10.Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
начального
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74229).
11. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
основного
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023).
12. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы
среднего
общего
образования»
(Зарегистрирован
12.07.2023 № 74228).
13. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
14. Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных
образовательных
программ
начального
общего
образования, основного общего образования и среднего общего
образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4,
4
5–7, 8–9 и 10–11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую
позицию
по
обсуждаемым
темам
(например,
познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы
и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться
точного
усвоения
нового знания,
запоминания
и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается
в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности
территории,
где
функционирует
данная
образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся,
целесообразно
уточнить
(изменить,
скорректировать)
и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную,
поддерживающую
атмосферу;
насыщая
занятия
ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
5
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться
со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная,
вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается
с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной
(беседы,
обсуждение
видеоролика),
практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра),
творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
6
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и
независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас.
Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё место
в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное
телеграфное
агентство
России
(ИТАР-ТАСС)
–
это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его
государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские
и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад
в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый
и
надёжный
для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный
и круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно
для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны
и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство –
промышленности
нашей
страны,
главной
задачей
ключевая отрасль
которой
является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,
а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традиции
7
нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
Разноплановость
и
востребованность
устройствами.
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов
общества.
Учитель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина
России. Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить
роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и осознавать их
значение,
жить
в
соответствии
с
духовно-нравственными ценностями
общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и
финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном
хозяйстве,
воспитании
детей).
Память
о
предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –
качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
8
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство
с
культурой,
историей
и
традициями
разных
народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как
забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей.
У России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство
как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства
на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра).
Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные
и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и ответственность
9
за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь.
Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть
в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжи
в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Информационные источники формируют общественное
мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны
школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и самореализации. Перспективы получения
высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический
прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны
в современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство
и многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различных
сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
10
Бизнес
и
технологическое
предпринимательство.
Экономика:
от структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается
для успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития
страны?
Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического
предпринимательства
для
будущего
страны
и
её
технологического
суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая
процессы и повышающая эффективность производства.
Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением. Степень
ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория
развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика –
ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России.
Развитие массового спорта – вклад
в благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
11
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения
Крыма
и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать
и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному
краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её
историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины
в освоении космического пространства. В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды
российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
12
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области медицины.
Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья
людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия
человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова),
находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно
много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские
общественные
организации
разных
поколений
объединяли
и объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
13
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов
в
жизни
человека;
представление
об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской
Федерации,
своего
края,
народов
России;
формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода
и
ответственность
личности
в
условиях
индивидуального
и общественного пространства.
14
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя
и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние
и
эмоциональное
состояние
других,
умение
управлять
собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и
оценки их
возможных последствий
для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как
гражданина
и
потребителя
в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности
на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
15
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие
умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие
умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
действиями:
овладения
использовать
познавательными
вопросы
как
универсальными
исследовательский
учебными
инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации, оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно,
систематизировать информацию.
16
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения
в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы
по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать
качество
своего
вклада
в
общий
продукт
по
критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать
ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное
17
в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям;
выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ
выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя
и других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной
речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия:
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной
и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение
к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста
и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной
и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение информации
из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
овладение
умениями
воспринимать,
анализировать,
интерпретировать
и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую
в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
18
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное
произведение,
используя
подробный,
сжатый,
выборочный,
творческий
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать
вопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном
произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную
позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать
аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства
и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации
освоение
технических
и
соблюдение
средств
безопасной
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой
информационной этики и
требований
права при работе с
этикет, базовые нормы
приложениями на
любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной
и мировой истории, события истории родного края и истории России, определять
современников исторических событий, явлений, процессов; развитие умений
выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических
событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой
истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений,
процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие
умений выявлять существенные черты и характерные признаки исторических
событий,
явлений,
процессов,
устанавливать
причинно-следственные,
пространственные, временны́е связи исторических событий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать
собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта
взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского
19
общества: гуманистических
и
демократических ценностей,
идей
мира
и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения
к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации,
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие
умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья,
созидательный
труд,
служение
Отечеству,
нормы
морали
и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать
основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления,
процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных
объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их
элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы,
человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства,
связи
политических
потрясений
и
социально-экономических
кризисов
в государстве; развитие умения использовать полученные знания для объяснения
(устного
и
письменного)
сущности,
взаимосвязей
явлений,
процессов
социальной действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие
20
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять
и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение
к явлениям, процессам социальной действительности; развивать умения
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями
о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; развитие умений оценивать собственные поступки
и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым
и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание
неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности
культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении
и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии
в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта,
Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого
развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи между изученными
природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; развитие умения
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
российской
гражданской
идентичности;
готовность
21
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания,
патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического
воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического
воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
универсальными
учебными
социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
сфере
овладения
познавательными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
проявлять
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности,
владеть
навыками
получения необходимой информации
из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую из различных источников; использовать средства информационных
и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
22
информационной безопасности; определять назначение и функции различных
социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты; владеть языковыми средствами – уметь ясно, логично
и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения
наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений
русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного
и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
23
культуры; формирование представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка; формирование умений учитывать исторический,
историко-культурный
контекст
и
контекст
творчества
писателя
в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять
в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение
к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный
язык как средство для получения информации из иноязычных источников
в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о
роли информации
и связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены
и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы
в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом
знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем
и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений
применять
исторические
знания
в
профессиональной
и
общественной
деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер
и
институтов;
владение
функциональные,
и
процессов;
умениями
иерархические и
формирование
выявлять
другие связи
представлений
об
причинно-следственные,
социальных объектов
основных
тенденциях
и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о
методах познания социальных явлений
и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной
24
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие навыков
оценивания
социальной
информации,
умений
поиска
информации
в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
География: формирование представлений о современной географической
науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; владение
географическим
мышлением
для определения
географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
формирование
системы
комплексных
социально
ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения
населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения
наблюдений
за
отдельными
географическими
объектами,
процессами
и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания
для
выявления
географического
закономерностей
знания
о
и
тенденций,
природных
получения
нового
социально-экономических
и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического
анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности
окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирование
представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; формирование собственной позиции по отношению
к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
25
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–7 и 8–9 классы)
№
п/п
Темы занятий
Виды
Количес
Основное содержание
тво
обучающихся
часов
1
деятельности
будущего. Ко
иметь ориентир, направление
Дню знаний
движения, позитивный образ
Эвристическая https://raz
govor.eds
беседа,
oo.ru
просмотр
будущего задаёт жизни
видеофрагмент
определённость и наполняет её
ов, выполнение
смыслами.
интерактивных
Образ будущего страны –
заданий, работа
сильная и независимая Россия.
в группах,
Будущее страны зависит от
выполнение
каждого из нас уже сейчас.
творческих
Образ
1
Иметь образ будущего – значит
Электро
нные
ресурсы
Образование – фундамент будущего. заданий
Знания – это возможность найти
своё место в обществе и быть
полезным людям и стране.
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в
будущее страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд
2
Век
информации.
агентство России (ИТАР-ТАСС)
120 лет
– это крупнейшее мировое
Эвристическая https://raz
govor.eds
беседа,
oo.ru
просмотр
Информационно
агентство, одна из самых
видеофрагмент
му агентству
цитируемых новостных служб
ов, выполнение
России ТАСС
страны. Агентство неоднократно
интерактивных
меняло названия, но всегда
заданий, работа
неизменными оставались его
в группах,
государственный статус и
выполнение
функции – быть источником
творческих
достоверной информации о
заданий
1
Информационное телеграфное
России для всего мира. В век
информации крайне
важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать
информацию, распознавать
фейки и не распространять их.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
3
Дорогами России
1
преемственность поколений
«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская
компания, с большой
Эвристическая https://raz
беседа,
govor.eds
oo.ru
просмотр
историей, обеспечивающая
видеофрагмент
пассажирские и
ов, выполнение
транспортные перевозки.
интерактивных
Российские железные дороги
заданий, работа
вносят огромный вклад
в группах,
выполнение
творческих
заданий
в совершенствование
экономики страны.
Железнодорожный транспорт
– самый устойчивый и
надёжный для пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
круглогодичный.
Развитие транспортной сферы
стратегически важно для
будущего страны, а профессии в
этих направлениях очень
перспективны и востребованы.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,
единство народов России
4
Путь зерна
1
Российское
сельское
хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей
страны, главной задачей
которой является производство
продуктов питания.
Агропромышленный комплекс
России
выполняет
важнейшую миссию
по
обеспечению
всех
россиян продовольствием, а его
мощности позволяют
обеспечивать
пшеницей
треть всего населения планеты.
Сельское хозяйство - это
отрасль, которая объединила в
себе
традиции
нашего народа с
современными
технологиями:роботами,
информационными системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли(агрохолдинги,фермерски
е хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
Эвристическ
ая беседа,
просмотр
видеофрагм
ентов,
выполнение
интерактивн
ых заданий,
работа в
группах,
выполнение
творческих
заданий
https://raz
govor.eds
oo.ru
5
День учителя
1
Учитель – одна из важнейших
учителя – социальное служение,
Эвристическая https://raz
govor.eds
беседа,
oo.ru
просмотр
образование и воспитание
видеофрагмент
подрастающего поколения.
ов, выполнение
в обществе профессий. Назначение
В разные исторические времена труд интерактивных
учителя уважаем, социально значим, заданий, работа
оказывает влияние на развитие
в группах,
образования членов общества.
выполнение
Учитель – советчик, помощник,
творческих
участник познавательной
заданий
деятельности школьников.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6
Легенды о России
1
Любовь к Родине, патриотизм –
Эвристическая https://raz
govor.eds
качества гражданина России. Знание беседа,
oo.ru
истории страны, историческая
просмотр
правда, сохранение исторической
видеофрагмент
памяти – основа мировоззренческого ов, выполнение
суверенитета страны.
интерактивн
Попытки исказить роль
ых заданий,
России в мировой истории –
работа в
одна из стратегий
группах,
информационной войны
выполнение
творческих
заданий
против нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7
Что значит быть
1
взрослым?
Быть взрослым – это нести
Эвристическая
ответственность за себя, своих
беседа,
близких и свою страну.
просмотр
Активная жизненная позиция,
видеофрагмент
созидательный подход к жизни,
ов, выполнение
умение принимать решения
интерактивных
и осознавать их значение,
заданий, работа
жить в соответствии с
в группах,
духовно- нравственными
выполнение
ценностями общества –
творческих
основа взрослого человека.
заданий
https://raz
govor.eds
oo.ru
Финансовая
самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокие
8
Как создать крепкую
семью. День отца
1
нравственные идеалы
Семья как ценность для каждого
навыки для построения крепкой
Эвристическая https://raz
govor.eds
беседа,
oo.ru
просмотр
семьи
видеофрагмент
в будущем. Почему важна крепкая
ов, выполнение
семья?
интерактивных
Преемственность поколений:
заданий, работа
семейные ценности и традиции
в группах,
(любовь, взаимопонимание,
выполнение
участие в семейном хозяйстве,
творческих
воспитании детей).
заданий
гражданина страны. Знания и
Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое
отношение к старшему
поколению, проявление
действенного уважения, внимания
к бабушкам и дедушкам, забота о
них.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
9
Гостеприимная
Россия. Ко Дню
объединяющее все народы России.
народного
Семейные традиции встречи гостей,
Эвристическая https://raz
govor.eds
беседа,
oo.ru
просмотр
единства
кулинарные традиции народов
видеофрагмент
России. Путешествие по России –
ов, выполнение
это знакомство с культурой,
интерактивн
историей и традициями разных
ых заданий,
народов. Гастрономический туризм
работа в
– это вид путешествий, основой
группах,
которого являются поездки
выполнение
творческих
заданий
1
Гостеприимство – качество,
туристов по стране с целью
знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных
традиций.
10
Твой вклад в общее
дело
1
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкая
семья
Уплата налогов – это коллективная и Эвристическая
личная ответственность, вклад
беседа,
гражданина в благополучие
просмотр
государства и общества.
видеофрагмент
Ни одно государство не может
ов, выполнение
обойтись без налогов, это основа
интерактивных
бюджета страны, основной источник заданий, работа
дохода. Своим небольшим вкладом
в группах,
мы создаём будущее страны,
выполнение
процветание России. Каким будет
творческих
мой личный вклад в общее дело?
заданий
Формирующиеся ценности:
гражданственность, взаимопомощь
и взаимоуважение, единство
народов России
https://raz
govor.eds
oo.ru
11
12
С заботой к
себе и
настоящего человека, способного
окружающим
оказывать помощь и поддержку,
Эвристическая https://raz
govor.eds
беседа,
oo.ru
просмотр
проявлять милосердие. Добрые
видеофрагмен
дела граждан России:
тов,
благотворительность
выполнение
и пожертвование как проявление
интерактивны
добрых чувств и заботы
х заданий,
об окружающих.
работа
Здоровый образ жизни как
в группах,
забота о себе и об окружающих.
выполнени
Формирующиеся ценности: жизнь,
е
взаимопомощь, взаимоуважение,
творческих
коллективизм
заданий
Мать, мама – главные в жизни
в доме, хранительница
Эвристическая https://raz
беседа,
govor.eds
oo.ru
просмотр
семейногоочага,
видеофрагмен
воспитательница детей. У
тов,
России женское лицо, образ
выполнение
«Родины–матери».
Материнство – это счастье
интерактивны
и ответственность. Многодетные
работа в
матери: примеры из истории
группах,
и современной жизни.
выполнение
«Мать-героиня» – высшее звание
творческих
Российской Федерации.
заданий
День матери
1
1
Доброта и забота – качества
человека слова. Мать – хозяйка
Материнство как особая миссия.
Роль материнства в будущем
страны.Защита материнства
на государственном уровне.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
х заданий,
13
Миссиямилосердие (ко
1
Эвристическая
Кто такой волонтёр?
социальное служение в военное
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
и мирное время: примеры из
, выполнение
истории и современной жизни.
интерактивных
Милосердие и забота – качества
заданий, работа
волонтёров.Направления
в группах,
волонтёрской деятельности:
выполнение
творческих
заданий
Деятельность волонтёров как
Дню волонтёра)
экологическое, социальное,
медицинское, цифровое и т. д.
Формирующиеся ценности:
милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14
День Героев
Отечества
1
Герои Отечества – это
Эвристическая
мужественные люди, которые
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
любят свою Родину и трудятся
, выполнение
во благо Отчизны.
интерактивных
Качества героя – человека, ценою
заданий, работа
собственной жизни и здоровья
в группах,
спасающего других: смелость
выполнение
и отвага, самопожертвование
творческих
и ответственность за судьбу
заданий
самоотверженные
и
других. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать
у себя волевые качества:
смелость, решительность,
стремление прийти на помощь.
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
15
Как пишут законы?
1
Для чего нужны законы? Как
Эвристическая
законов от древних времён до
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
наших дней. Законодательная
, выполнение
власть в России.
интерактивных
От инициативы людей до закона:
заданий, работа
как появляется закон? Работа
в группах,
депутатов: от проблемы – к
выполнение
решению (позитивные примеры).
творческих
Участие молодёжи в
заданий
менялся свод российских
законотворческом процессе.
16
Одна страна –
1
Формирующиеся ценности: жизнь
и достоинство
Новогодние традиции,
Эвристическая
одни
объединяющие все народы
традиции
России. Новый год – любимый
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
семейный праздник. История
, выполнение
возникновения новогоднего
интерактивных
праздника в России.
заданий, работа
Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и
в группах,
пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство народов
России
выполнение
творческих
заданий
17
День
1
Праздник посвящён
Эвристическая
российской
работникам печати, в том
печати
числе редакторам,
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
журналистам, издателям,
, выполнение
корректорам, – всем, кто в той
интерактивных
или
иной
степени
связан
с
заданий, работа
печатью. Российские традиции
в группах,
издательского
выполнение
дела,
история
праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное
творческих
заданий
мнение.
Профессиональная
этика
журналиста. Издание печатных
средств
информации
коллективный
труд
–
людей
многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?
Школьные средства массовой
19
БРИКС (тема
1
информации.
Формирующиеся ценности:
высокие
нравственные идеалы, гуманизм
Роль нашей страны в современном
Эвристическая
о международных
мире. БРИКС – символ
отношениях)
многополярности мира. Единство
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
и многообразие стран БРИКС.
,выполнение
Взаимная поддержка помогает
интерактивных
государствам развивать торговлю
заданий, работа
и экономику, обмениваться
в группах,
знаниями и опытом в различных
выполнение
сферах жизни общества. Россия
творческих
успешно развивает контакты с
заданий
широким кругом союзников и
партнёров.
Значение российской
культуры для всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
20
Бизнес
1
Экономика: от структуры
Эвристическая
и технологическое
хозяйства к управленческим
предпринимательств
решениям.
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
о
Что сегодня делается для
, выполнение
успешного развития экономики
интерактивных
России?
заданий, работа
Цифровая экономика – это
в группах,
деятельность, в основе которой
выполнение
лежит работа с цифровыми
творческих
технологиями. Какое значение
заданий
имеет использование цифровой
экономики для развития страны?
Механизмы цифровой
экономики. Технологическое
предпринимательство как особая
сфера бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства для
будущего страны и её
технологического
суверенитета.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный
труд
21
Искусственный
1
Искусственный интеллект –
Эвристическая
интеллект и человек.
стратегическая отрасль в России,
Стратегия
оптимизирующая процессы
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
взаимодействия
и повышающая
, выполнение
эффективность производства.
интерактивных
Искусственный интеллект –
заданий, работа
помощник человека. ИИ
в группах,
помогает только при условии,
выполнение
творческих
если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим заданий
мышлением. Степень
ответственности тех, кто
обучает ИИ. Формирующиеся
ценности: патриотизм, высокие
нравственные идеалы
22
Что
значит
1
День защитника Отечества:
Эвристическая
Отечеству?
280
https://ra
исторические традиции. Профессия беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
военного: кто её выбирает сегодня. видеофрагментов
лет
дня
Защита Отечества – обязанность
, выполнение
рождения
гражданина Российской
интерактивных
Ф. Ушакова
Федерации, проявление любви к
заданий, работа
родной земле, Родине. Честь и
в группах,
воинский долг.
выполнение
280-летие со дня рождения
творческих
великого русского флотоводца
заданий
служить
со
Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость,
героизм,
самопожертвование.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу
23
Арктика –
территория развития
1
Арктика – стратегическая
Эвристическая
Почему для России важно
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
осваивать Арктику? Артика –
, выполнение
ресурсная база
интерактивных
России. Российские
заданий, работа
исследователи Арктики. Россия
в группах,
– мировой лидер атомной
выполнение
творческих
заданий
территория развития страны.
отрасли. Атомный ледокольный
флот, развитие Северного
морского пути.
Знакомство с проектами развития
Арктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24
Международный
1
женский день
Международный
женский
день
праздник
–
благодарности и любви
к
женщине.
Эвристическая
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
, выполнение
Женщина в современном обществе интерактивных
– труженица, мать, воспитатель
заданий, работа
детей. Великие женщины в истории в группах,
России. Выдающиеся женщины ХХ выполнение
века, прославившие Россию.
творческих
Формирующиеся ценности:
заданий
приоритет духовного над
25
Массовый спорт в
1
России
26
День
1
материальным
Развитие массового спорта – вклад Эвристическая https://ra
в благополучие и здоровье нации, беседа, просмотр zgovor.e
будущие поколения страны.
видеофрагментов dsoo.ru
Здоровый образ жизни, забота
, выполнение
о собственном здоровье, спорт
интерактивных
как важнейшая часть жизни
заданий, работа
современного человека. Условия
в группах,
развития массового спорта в
выполнение
России.
Формирующиеся ценности: жизнь творческих
заданий
История и традиции Артека.
Эвристическая
воссоединения
После воссоединения Крыма и
Крыма и
Севастополя с Россией Артек –
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
Севастополя с
это уникальный
, выполнение
Россией. 100-летие
и современный комплекс
интерактивных
Артека
из 9 лагерей, работающих
заданий, работа
круглый год. Артек –
в группах,
пространство для творчества,
выполнение
саморазвития и самореализации.
творческих
Формирующиеся ценности:
заданий
историческая память и
27
Служение
творчеством. Зачем
людям искусство?
185 лет со дня
рождения
П. И. Чайковского
1
преемственность поколений
Искусство – это способ общения
Эвристическая
народами. Роль музыки в жизни
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
человека: музыка сопровождает
, выполнение
и диалога между поколениями и
человека с рождения до конца
жизни. Способность слушать,
интерактивных
воспринимать и понимать
заданий, работа
музыку. Россия – страна с
в группах,
богатым культурным наследием,
выполнение
творческих
заданий
страна
великих композиторов, писателей,
художников, признанных
во всём мире. Произведения
П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным
28
Моя малая Родина
1
Россия – великая и уникальная
Эвристическая
(региональный
страна, каждый из её регионов
и местный
прекрасен и неповторим своими
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
компонент)
природными, экономическими
, выполнение
и другими ресурсами. Любовь к
интерактивных
родному краю, способность
заданий, работа
любоваться природой и беречь её
в группах,
– часть любви к Отчизне.
выполнение
Патриот честно трудится,
творческих
заботится о процветании своей
заданий
страны, уважает её историю и
культуру.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29
Герои космической
1
отрасли
Исследования космоса помогают
Эвристическая
Вселенная. Россия – лидер
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
в развитии космической отрасли.
, выполнение
Полёты в космос – это результат
интерактивных
огромного труда большого
заданий, работа
коллектива учёных, рабочих,
в группах,
космонавтов, которые обеспечили
выполнение
первенство нашей Родины в
творческих
освоении космического
заданий
нам понять, как возникла наша
пространства.
В условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться в
освоении новых материалов и
создании новых технологий.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30
Гражданская
авиация России
1
Значение авиации для жизни
Эвристическая
Как мечта летать изменила
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
жизнь человека.
, выполнение
Легендарная история развития
интерактивных
российской гражданской
заданий, работа
авиации. Героизм конструкторов,
в группах,
инженеров и лётчиков-
выполнение
испытателей первых российских
творческих
самолётов.
заданий
общества и каждого человека.
Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31
Медицина России
1
Охрана здоровья граждан России –
Эвристическая
политики страны. Современные
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
поликлиники и больницы.
, выполнение
приоритет государственной
Достижения российской медицины. интерактивных
Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет
ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их
заданий, работа
в группах,
выполнение
творческих
заданий
уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее
призвание, требующее
не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики.
Преемственность поколений и
профессия человека: семейные
династии врачей России.
Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
32
Что такое
1
милосердие
Труд – основа жизни человека и
Эвристическая
успех? (ко Дню
развития общества. Человек должен
труда)
иметь знания и умения, быть
https://r
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
видеофрагментов
терпеливым и настойчивым, не
, выполнение
бояться трудностей (труд и трудно – интерактивных
однокоренные слова), находить пути заданий, работ в
группах,
их преодоления. Чтобы добиться
выполнение
долгосрочного успеха, нужно много творческих
заданий а
трудиться.
Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
33
80-летие
1
Победы в
Великой
Отечественной
войне
День Победы – священная дата,
Эвристическая
память: память о подвиге нашего
, выполнение
народа в годы Великой
интерактивных
Отечественной войны. Важно
заданий, работа
помнить нашу историю и чтить
в группах,
память всех людей, перенёсших
выполнение
тяготы войны. Бессмертный полк.
творческих
Страницы героического прошлого,
заданий
https://r
память о которой передаётся от
беседа, просмотр azgovor.
edsoo.ru
поколения к поколению.Историческая видеофрагментов
которые нельзя забывать.
Формирующиеся ц енности:
единство народов России,
историческая память и
34
Жизнь в Движении
1
преемственность поколений
19 мая – День детских общественных
Эвристическая
организации разных поколений
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
объединяли и объединяют активных,
, выполнение
целеустремлённых ребят. Участники
интерактивных
детских общественных организаций
заданий, работа
находят друзей, вместе делают
в группах,
полезные дела и ощущают себя
выполнение
организаций. Детские общественные
частью большого коллектива. Участие творческих
в общест-венном движении детей и
заданий
молодежи, знакомство с различными
проектами. Формирующиеся
ценности: дружба, коллективизм
35
Ценности, которые
1
нас объединяют
Ценности – это важнейшие
Эвристическая
для человека и общества. Духовно-
https://ra
беседа, просмотр zgovor.e
dsoo.ru
видеофрагментов
нравственные ценности России,
, выполнение
объединяющие всех граждан страны.
интерактивных
Формирующиеся ценности:
заданий, работа
традиционные российские духовно-
в группах, выпо-
нравственные ценности
лнение творчес-
нравственные ориентиры
ких заданий
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35