Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для 1 класса
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой начального общего образования (АООП НОО) МОУ СОШ №1,
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и
интеллектуальными нарушениями, ТМНР, учебным планом АООП НОО 8.4. для обучающихся
с РАС МОУ СОШ №1и
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида по изобразительному искусству для 1-4 классов (авторы программы
М.Ю. Рау). - М.: Просвещение, 2020 (Под редакцией И.М. Бгажноковой),
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность,
игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической
деятельностью.
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— мотивация собственной активности ребенка;
— формирование мотивации к выполнению заданий через использование различных стимулов;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— формирование навыка работы в условиях планирования деятельности;
— формирование способности применять полученные навыки для решения новых
аналогичных задач. Кроме основных задач важны дополнительные задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Количество часов для реализации программы:
Предмет «Изобразительная деятельность» изучается в рамках предметной
области “Искусство” обязательной части учебного плана АООП НОО для обучающихся
с РАС МОУ СОШ №1 (Вариант программы 8.4.) в объеме 33 часов в год для– 1 час в
неделю, 33 уч. недели.
Форма проведения занятий по программе: очная, возможно с применением электронных
средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
Требования к результатам освоения учебного материала
Личностные результаты:
формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски,
кисточка, тампоны и трафареты)
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки,
охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
физминутки)
проявлять интерес к изобразительному искусству
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и
окружающему миру
Регулятивные УД
Учить понимать учебную задачу
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные УД:
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
Уметь слушать учителя
Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя
Формировать приемы работы различными графическими материалами
Предметные результаты
Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
Пользование материалами для рисования, аппликации, знание названий предметов,
подлежащих рисованию, аппликации;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет
изображаемого объекта
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление
штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с
известными геометрическими формами с помощью учителя;
в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
Развитие жизненной компетенции
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса.
Содержание учебного предмета
В каждом классе программа «Изобразительная деятельность» включает в себя
несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного
материала по каждому из них. Работу на уроках изобразительной деятельности
строится таким образом, чтобы ранее пройденный материал был постоянно включен в
новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей в
различной деятельности. В подготовительном периоде обучения выделяются
специальные формы коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, на формирование познавательной деятельности и навыков
работы с художественными материалами.
Занятия по программе могут проводится как индивидуально, так и в небольших
группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами.
№
Содержание
Количество
часов
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов,
используемых для рисования: мелки, карандаши, фломастеры,
кисти, емкость для воды
1
2.
Понимание и узнавание цвета. Развитие восприятия цвета
предметов
1
3.
Освоение приемов рисования карандашом
2
4.
Рисование точек
1
5.
Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий
2
6.
Соединение точек
2
7.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник)
2
8.
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности
внутри контура)
2
9.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным
точкам, по трафарету)
2
1.
10. Освоение приемов рисования кистью
2
11. Соблюдение последовательности действий при работе с красками
2
12. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов
2
Аппликация
13. Узнавание (различение) видов бумаги: цветная бумага, салфетка
1
14. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило,
трафарет, дырокол
2
15. Сминание бумаги
2
16. Отрывание бумаги заданной формы (размера)
2
17. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали)
2
18. Намазывание всей (части) поверхности клеем
1
19. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание
листа бумаги
2
Итого
33 часа
Текущий контроль и промежуточная аттестация
Предметом оценки освоения обучающимися АООП НОО для обучающихся с РАС
(вариант программы 8.4.) является достижение результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития (далее - СИПР).
Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать, что у
детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, но это не может рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Итоги освоения отраженных в СИПР задач и анализ результатов обучения
позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка,
оценить динамику развития его жизненных компетенций.
Материально – техническое, учебно – методическое и информационное обеспечение.
Модели и натуральный фонд: муляжи фруктов, овощей, грибов; модель фигуры человека;
предметы быта.
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4
классы. Авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство» под редакцией И.
М. Бгажноковой М.: «Просвещение», 2011год.
2. Учебник «Изобразительное искусство», авторы: М.Ю.Рау, М.А.Зыкова М.:
«Просвещение», 2017 год
3. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / [М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева]. – М. :
Просвещение, 2020 год
.