Адаптированная рабочая программа Изобразительное искусство (начальная школа)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для 1 класса
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, в соответствии с адаптированной основной
образовательной программой начального общего образования (АООП НОО) МОУ СОШ №1,
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и
интеллектуальными нарушениями, ТМНР, учебным планом АООП НОО 8.4. для обучающихся
с РАС МОУ СОШ №1и
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида по изобразительному искусству для 1-4 классов (авторы программы
М.Ю. Рау). - М.: Просвещение, 2020 (Под редакцией И.М. Бгажноковой),
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность,
игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической
деятельностью.
Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— мотивация собственной активности ребенка;
— формирование мотивации к выполнению заданий через использование различных стимулов;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— формирование навыка работы в условиях планирования деятельности;
— формирование способности применять полученные навыки для решения новых
аналогичных задач. Кроме основных задач важны дополнительные задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Количество часов для реализации программы:
Предмет «Изобразительная деятельность» изучается в рамках предметной
области “Искусство” обязательной части учебного плана АООП НОО для обучающихся
с РАС МОУ СОШ №1 (Вариант программы 8.4.) в объеме 33 часов в год для– 1 час в
неделю, 33 уч. недели.
Форма проведения занятий по программе: очная, возможно с применением электронных
средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
Требования к результатам освоения учебного материала
Личностные результаты:


формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски,
кисточка, тампоны и трафареты)



формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки,
охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
физминутки)



проявлять интерес к изобразительному искусству



развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески



развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и
окружающему миру
Регулятивные УД



Учить понимать учебную задачу



Организовывать свое рабочее место под руководством учителя



Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя



Использовать в своей деятельности простейшие инструменты



Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные УД:



Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя



Уметь слушать учителя



Группировать предметы на основе существенных признаков (1-2) с помощью учителя



Формировать приемы работы различными графическими материалами
Предметные результаты



Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;



Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;



Пользование материалами для рисования, аппликации, знание названий предметов,
подлежащих рисованию, аппликации;



следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;



ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;



узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет
изображаемого объекта



выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;



обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки
вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;



закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление
штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);



узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;



передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с
известными геометрическими формами с помощью учителя;



в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

Развитие жизненной компетенции







овладение навыками коммуникации в ближнем окружении
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса.
Содержание учебного предмета

В каждом классе программа «Изобразительная деятельность» включает в себя
несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного
материала по каждому из них. Работу на уроках изобразительной деятельности
строится таким образом, чтобы ранее пройденный материал был постоянно включен в
новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей в
различной деятельности. В подготовительном периоде обучения выделяются
специальные формы коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, на формирование познавательной деятельности и навыков
работы с художественными материалами.
Занятия по программе могут проводится как индивидуально, так и в небольших
группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами.
№

Содержание

Количество
часов

Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов,
используемых для рисования: мелки, карандаши, фломастеры,
кисти, емкость для воды

1

2.

Понимание и узнавание цвета. Развитие восприятия цвета
предметов

1

3.

Освоение приемов рисования карандашом

2

4.

Рисование точек

1

5.

Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий

2

6.

Соединение точек

2

7.

Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник)

2

8.

Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности
внутри контура)

2

9.

Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным
точкам, по трафарету)

2

1.

10. Освоение приемов рисования кистью

2

11. Соблюдение последовательности действий при работе с красками

2

12. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов

2

Аппликация
13. Узнавание (различение) видов бумаги: цветная бумага, салфетка

1

14. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило,
трафарет, дырокол

2

15. Сминание бумаги

2

16. Отрывание бумаги заданной формы (размера)

2

17. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали)

2

18. Намазывание всей (части) поверхности клеем

1

19. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание
листа бумаги

2

Итого

33 часа

Текущий контроль и промежуточная аттестация
Предметом оценки освоения обучающимися АООП НОО для обучающихся с РАС
(вариант программы 8.4.) является достижение результатов освоения специальной
индивидуальной программы развития (далее - СИПР).
Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
 что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать, что у
детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов
(курсов) и даже образовательных областей, но это не может рассматриваться как
показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Итоги освоения отраженных в СИПР задач и анализ результатов обучения
позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка,
оценить динамику развития его жизненных компетенций.
Материально – техническое, учебно – методическое и информационное обеспечение.
Модели и натуральный фонд: муляжи фруктов, овощей, грибов; модель фигуры человека;
предметы быта.
Литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4
классы. Авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство» под редакцией И.
М. Бгажноковой М.: «Просвещение», 2011год.
2. Учебник «Изобразительное искусство», авторы: М.Ю.Рау, М.А.Зыкова М.:
«Просвещение», 2017 год
3. Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / [М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева]. – М. :
Просвещение, 2020 год
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».