Адаптированная рабочая программа Окружающий природный мир (начальная школа)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир»
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для 1
класса (третий год обучения) составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ,
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО),
в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой начального
общего образования (АООП НОО) МОУ СОШ №1, учебным планом АООП НОО для
обучающихся с РАС МОУ СОШ №1 (Вариант программы 8.4), календарным учебным
графиком и календарным планом воспитательной работы МОУ СОШ №1.
Цели и задачи
Цель изучения учебного предмета – формирование представлений о живой и
неживой природе, о взаимодействии человека с природой, о бережном отношении к
природе.
Задачи обучения по предмету «Окружающий природный мир»:
 формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
 формирование временных представлений;
 формирование представлений о растительном и животном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий природный мир» включен в образовательную область
«Окружающий мир».
«Окружающий природный мир» как учебный предмет направлен на формирование у
обучающейся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека.
Формирование представлений происходит по принципу «от частного к общему».
В процессе формирования представлений о неживой природе учащиеся получают знания
об объектах и явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето,
осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), знакомятся с
закономерностями природных явлений, с разнообразием растительного и животного
мира, получают представления о животных и растениях, учатся на доступном уровне
выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам. Обучение
проводится с активным вовлечением учащихся в практическое взаимодействие с
объектами окружающего природного мира и в наблюдение за природой. Процесс
обучения по предмету предусматривает длительное закрепление навыков с
систематическим повторением изучаемых тем.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий природный мир» изучается в рамках предметной
области «Окружающий мир» обязательной части учебного плана АООП НОО для
обучающихся с РАС МОУ СОШ №1 (Вариант программы 8.4) в объёме 1 час в неделю (33
часа в год).
Форма проведения занятий по программе: очная, возможно с применением
электронных средств обучения и дистанционных технологий.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися АООП НОО вариант 8.4 по предмету «Окружающий
природный мир», которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает
достижение ими личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП 8.4 обучающимися с РАС зависят от
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты отражаются в СИПР с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ:
1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному
полу;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире,
овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной
жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу,
включаться школьные дела;
4) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
6) первоначальное осмысление социального окружения;
7) развитие самостоятельности;
8) владение общепринятыми правилами поведения;
9) наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты
Программа рекомендует определять планируемые предметные результаты строго
индивидуально с учетом особенностей психического развития и особых образовательных
потребностей каждого обучающегося.
Возможные итоговые предметные результаты:

опыт практического взаимодействия с объектами живой и неживой природы,

элементарные представления об объектах живой и неживой природы,

умение находить изученные объекты и явления неживой и живой природы по
заданному образцу;

умение группировать объекты живой и неживой природы;

умение выполнять наложение объектов живой и неживой природы на разметку;

умение выполнять действия с объектами природы по подражанию;
Сформированность базовых учебных действий определяется по завершении обучения
с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого обучающегося.
Базовые учебные действия
Группа БУД

Учебные действия и умения

Личностные
учебные действия

способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей готовность к
безопасному и бережному поведению в природе и обществе
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –
ученик)
умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с учителем
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком
передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимые помещения
ориентироваться в пространстве класса
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в темпе
активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия
соотносить свои действия и их результаты с заданными

Познавательные
учебные действия

образцами,
принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов
выделять существенные, общие
и отличительные свойства
предметов устанавливать видородовые отношения предметов
делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале
пользоваться знаками, символами
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение,
устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, предъявленные на бумажных и электронных и
других носителях)
Основное содержание предмета
Тематическое планирование

№
урока
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

Название раздела, темы
Диагностика
Тестирование базовых учебных действий с предметами: построение
предметов в ряд слева направо и сверху вниз, следование
указательному действию.
Тестирование навыка сбора жетонов при выполнении поставленных
задач.
Тестирование навыков соотнесения и группировки одинаковых
предметов.
Тестирование навыков соотнесения одинаковых изображений.
Тестирование навыков соотнесения предметов и изображений.
Тестирование восприятия видео материал для реализации обучения.
Растительный мир
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла,
репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина,
крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника,
клюква) по внешнему виду
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)

Количество
часов
1

1
1
1
1
1
2
2
2

2

Животный мир
11.
12.
13.
14.

Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья,
лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)
Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок,
поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь,
лось, белка, еж, кабан, тигр)
Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)

2
2
2
2

2

16.

Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь,
индюк)
Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок,
утенок, гусенок, индюшонок)
Объекты природы

17.

Узнавание Солнца

1

18.

Знание значения солнца в жизни человека и в природе

1

19.

Узнавание Луны

1

20.

Знание значения луны в жизни человека и в природе
Временные представления

1

21.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер,
ночь)
Соотнесение частей суток с видами деятельности

1

15.

22.
23.

2

1
1

Итого: 33 часа
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика (Учебники, учебные пособия)

1.

Мои первые наклейки многоразовые 1 Овощи. Издательство «Стрекоза»

2.

Мои первые наклейки многоразовые 1 Фрукты и ягоды. Издательство «Стрекоза»
Методические материалы для учителя

1.

2.

Макдональд Р. Различаем и сопоставляем: Обучение детей с РАС базовым навыкам
дискриминации на основе прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рама
Паблишинг, 2019.
Рябова Е.В. Окружающий природный мир: методическое пособие с примерными
конспектами уроков для организации индивидуальной работы с детьми с ТМНР,
обучающимися по АООП. - М.: ООО «Издательский центр ВЛАДОС», 2021.
Дополнительные средства

2.

объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения, листья, ветки и другие
образцы природного материала
овощи, фрукты, ягоды

3.

видео фильмы по изучаемым темам

4.

игрушки, изображающие изучаемых животных

5.

парные карточки с изображением животных, растений, камней, воды, песка, изучаемых
овощей, фруктов, ягод и животных
контейнеры для сортировки

1.

6.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».